Инклюзивное образование

Толерантное общество - главное условие инклюзивного образования

 

 

 

 

 

свернуть

Каждый ребенок особенный! Все дети - равные!

Инклюзивное образование

 

 

     Изображение

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

     Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

     Инклюзивное образование –  такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Asablivым родителям

Asablivым специалистам Изображение

свернуть

Правила общения с особыми людьми

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

 

1. Не следует ни словом, ни поведением демонстрировать человеку с огра­ничениями его необычность. Возможно, его способность передвигаться, говорить или жестикулировать является результатом значительных и длительных усилий.

2. При знакомстве с человеком с ограничениями вполне естественно пожать ему руку и обращаться к нему в дальнейшем как ко взрослому человеку.

3. Не следует задавать вопросы по поводу имеющихся у человека ограни­чений, за исключением случаев, когда он сам желает рассказать свою историю. Если такие вопросы заданы, то надо быть готовым слушать человека с ограничениями очень тактично, не перебивать и не рас­спрашивать о подробностях, воспоминания о которых, возможно, ему неприятны и тяжелы.

4. Следует быть терпеливым в разговоре с человеком с ограничениями, особенно с испытывающим трудности в общении. Не надо его торопить, пытаться закончить вместо него фразу или поправлять.

5. Во время разговора с человеком с ограничениями следует обращаться непосредственно к нему, даже если при этом присутствует сопровожда­ющий или сурдопереводчик.

6. Предлагая помощь человеку с ограничениями (при разговоре, передви­жении и др.), следует убедиться в согласии на ее оказание и действовать так, как будет подсказано человеком с ограничениями. Этично предло­жить помощь, но неэтично ее навязывать.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

С  ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ПЕРЕДВИЖЕНИИ

 

1. Необходимо помнить, что инвалидная коляска - личное пространство человека. Недопустимо облокачиваться на нее, толкать и катить без согласия хозяина.

2. Следует помнить, что инвалидная коляска - один из способов передви­жения человека с ограничениями, позволяющих ему экономить силы, передвигаться быстрее и свободнее.

3. При разговоре с человеком, пользующимся инвалидной коляской или другими вспомогательными средствами передвижения, желательно расположиться на одном уровне с ним и избегать ситуаций, когда человек с ограничениями испытывает неудобство, дискомфорт или неловкость.

4. Следует учитывать, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С  НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

1. До начала общения необходимо назвать себя и представить других собеседников. Следует избегать ситуации, когда незрячий человек вы­нужден «говорить в пустоту».

2. При общении с группой незрячих или слабовидящих людей следует каждый раз называть того, к кому обращаются.

3. Нет необходимости усаживать человека с ограничениями по зрению, достаточно предложить ему присесть, положив его руку на спинку стула, кресла или подлокотник. В то же время не следует тянуть руку слабовидя­щего человека к предмету в ответ на просьбу помочь взять этот предмет.

4. Сопровождая человека с нарушениями зрения, не следует без предуп­реждения оставлять его в незнакомом месте даже на короткое время и создавать для него тем самым обстановку тревоги или растерянности. При этом гиперопека в отношении такого взрослого человека тоже нежелательна. Человек с ограничениями по зрению так же, как и любой
другой человек в новом обществе, хочет произвести хорошее впечатле­ние на окружающих и не оказаться в униженном положении.

5. При ознакомлении человека с нарушениями зрения с какими-либо доку­ментами или важным письмом их чтение нельзя заменять пересказом и умалчивать о правовых последствиях подписания данных документов.

6. При общении не следует избегать слова «смотреть», оно для незрячего
человека часто означает «видеть руками», «осязать».

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С  НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

1. Разговаривая с человеком, имеющим нарушение слуха, целесообразно смотреть на собеседника, обмениваться с ним взглядами, не закрывая и не затемняя свое лицо.

2. Лучше говорить четко, ясно и ровно, чем повышать голос. Барьерами понимания речи могут быть: нахождение в многолюдном помещении, уличный шум, яркое солнце или тень. Желательно говорить простыми фразами и избегать несущественных слов.

3. При сообщении важной информации в виде цифр, дат, адресов и т.д. лучше ее написать.

4. Следует обращать внимание на то, понятна ли речь для человека с нарушением слуха. Вопрос о том, все ли понятно собеседнику, не будет лишним. В ответ на просьбу повторить что-то можно попробовать пере­фразировать свои слова и использовать жесты, не меняя при этом сути
сказанного.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В РЕЧИ

 

1. Не следует думать, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

2. Ведя разговор с человеком, испытывающим затруднения в речи, не следует его перебивать, торопить или пытаться высказаться вместо него. Начинать говорить самому следует лишь тогда, когда такой человек закончит свою мысль.

3. Нельзя притворяться, что мысль или отдельная фраза, сказанная чело­ веком с ограничениями в речи, понятна, если это не так.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С  ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

 

1. Не следует говорить свысока и заранее предполагать непонимание. Говорить нужно доступным языком, точно и по делу. Взрослый человек с особенностями в развитии имеет такой же жизненный опыт, как и дру­гие люди.

2. При первых неудачах в общении не следует сдаваться и тем более сердиться, лучше начать сначала и воспользоваться при объяснении фо­тографиями, картинками или другими вспомогательными материалами.

3. В разговоре не надо торопиться, целесообразно вести его поэтапно и избегать лишней информации, затрудняющей понимание главного. В такой беседе, как правило, неуместны штампы, образные выражения, сложные или иностранные термины.

 

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ СЛЮДЬМИ C  НАРУШЕНИЯМИ  ПСИХИКИ

 

1.   Люди с нарушениями психики не обязательно нуждаются в дополни­тельной помощи или специальном обращении. У них есть свой особый и изменчивый взгляд на мир.

2. Недопустимо делать о таких людях преждевременные выводы на осно­вании опыта общения с людьми, имеющими похожие ограничения.

3. Эмоциональные расстройства у человека с нарушениями психики не означают наличие у него проблем в понимании других людей или сни­жение уровня интеллекта.

4. Дружелюбное обращение с человеком с нарушениями психики помогает ему оставаться спокойным и расположенным к общению.

свернуть

Понятие инклюзии

Понятие инклюзии  (Inclusion – содержать, включать, иметь в своем составе) по содержанию

•    означает  демократические  в  своей  основе  принципы  и  действия  по  включению  любого человека  или группы(в  том числе  и детей  и людей с инвалидностью и  особенностями психофизического  развития)  в  более  широкое  сообщество,  в  общий  поток образовательного  процесса,  помощь  в  преодолении  географических  неудобств  и экономических различий.
•   преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности, успешности в учебе и каким-либо другим признакам
 
         Инклюзия - динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания
                                                                                                                                                            ЮНЕСКО. 
 
 
Инклюзивное  или  включающее  образование
•   подразумевает доступность образования для всех
•   приспособление к различным нуждам всех  детей,  не  только  с  особенностями  психофизического  развития 
•   исключает любую дискриминацию детей
•   обеспечивает равное отношение  ко  всем  людям,  но  создает  особые  условия  для  детей,  имеющих  особые образовательные потребности
свернуть
II Международного дистанционного конкурса инклюзивного художественного творчества "Невозможное возможно"
Общение с инвалидами-колясочниками и оказание помощи при преодолении барьеров
Ясный язык - доступная информация для всех
Общественное объединение "Белорусское общество глухих"