Советы дефектолога

Большие секреты левшей

16.02.2023
Нужно ли переучивать левшу? Этим вопросом задаются многие родители. Из нашей статьи Вы узнаете, почему переучивание нежелательно.
развернуть

                        

     Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.     Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций.

 

    У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши – в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции.

     Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть».

    Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка.

 

    Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть. трудно.         Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки, за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку (вспомните, сколько всего вы сами разбили и сломали). Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

свернуть

УЧИТЬ ЛИ ДОШКОЛЬНИКА ЧИТАТЬ ?

Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.

«Отнимаем у детей детство. Пусть играют, пока малы!»

«Чему же тогда учиться в школе?»

«Чтение вредит зрению»

«Ребенок 5-6 лет не сумеет овладеть чтением» и т.д.

Однако аргументов за обучение чтению, грамоте все же больше. Обучать малыша 5-6 лет можно и нужно, потому что:

-это является базой для развития письменной речи;

- раннее начало обучения грамоте способствует

формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);

- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

- в процессе чтения происходит познание окружающего. Обучение чтению сводиться не только к запоминанию букв. Ребенок может знать все буквы, но так и не научиться складывать из букв слоги, слова. Чтобы читать и писать нужно:

           1) слышать звуки:

2) выделять слова с заданным звуком;

3) определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец);

4) подбирать слова с заданным звуком. Показав ребенку букву А, следует попросить ребенка протянуть, пропеть звук а в словах (ааааист, рукааа), определить, есть ли звук а в словах «лес», «рак», «дым», определить, где «живет» звук а в слове «писааа» (конец слова), «крааан» (середина слова), придумать слова со звуком в.

Обучая ребенка-дошкольника чтению желательно придерживаться следующих рекомендаций:

- знакомя с согласными буквами, называть их так, как звучат в слове, а не алфавитные названия: П - «л», не «пэ», Л - «д», не «эль»;

 -  предлагать ребенку материал для чтения от простого к СЛОЖНОМУ:    

1) слова « гласный+гласный» - НА, А У;

2) слоги « глас ный+согласный» - AT, УМ;

3) слоги « согласный+гласные А, О, У, И, Ы» - МА, НО, РУ. ЛИ, ПЫ

4) слова типа «МАК», «УСЫ», «РЫБА». Буквы Я, Ё, Е, Ю, обозначающие мягкость согласных, вводить несколько позже, когда приобретутся некоторые навыки чтения.

      Самым трудным в обучении чтению является слияние слогов «согласный+гласный» (МА, ДО, РЫ). Чтение таких слогов требует многократного показа, повторения, использования игровых моментов

«Буква к букве бежит»

м     -----------               а

с      -----------               у

 

Для первоначального обучения слоговому слиянию

— обозначать буквы разным цветом (гласные - красны, согласные - черным);

- использовать «подсказки»: МАК, ЛИ СА, КО-ТЫ (буквы, соединенные дугой читаем вместе, слитно);

параллельно с обучением чтению, убучать письму. Процесс чтения - это синтез, составление целого из частей. Видим буквы МАК, вместе читаем «мак». Процесс письма - это анализ, расчленение целого на части. Говорим слово «мак», слышим первый звук м, пишем букву «М», слышим второй звук в, пишем букву «А» и т.д.

свернуть

Речедвигательные игры и упражнения.

Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

  1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения (игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов).

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

«МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА»

Дидактические задачи: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций.

Методика проведения. Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка,

Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей.

Здесь живет Дразнилка,

Упражнение «Буратино», ребенок показывает язык.

Здесь живет Смешилка,

Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается.

Здесь живет Страшилка.

Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.

Это носик Бибка!

Указательные пальцы сведены на кончике носа.

А где твоя улыбка?

Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога.

 

При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что массировать нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу. Эта же потешка используется для массажа

 

Здесь живет Хмурилка,

Массируется точка на лбу между бровями;

Здесь живет Дразнилка,

Массируются точки по краям крыльев носа;

Здесь живет Смешилка,

Массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком.

Здесь живет Страшилка.

Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз.

Это носик Бибка!

Поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа.

А где твоя улыбка?

Подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта.

 

«ЧТО?», «ГДЕ?»

Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.

Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.

Вот глаза у нас какие:

Голубые-голубые,

Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза.

Носик — пуговкой у нас,

Указательный палец поста вить на кончик носа, медлен но приблизить к нему глаза.

Брови — ниточкой у глаз.

Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой — левую.

Ушки маленькие,

Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей.

Губки аленькие,

Облизываем губы по часовой стрелке.

Щечки, шейка,

Мягкие поглаживания по щекам; обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника.

Лобик,

Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны.

Рот

Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке.

И наш пухленький живот!

Поглаживание по часовой стрелке.

 

«ГРЕЧНЕВАЯ КУКОЛКА»

Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности.

Игровой материал: «Гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова — ватой).

Методика проведения. Перебирая пальцами туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки. Например:

Вот какие мы большие —

Не малюсенькие.

Вот такие, вот такие,

Вот такусенькие!

Ножки мыли?

— Мыли!

— Ручки мыли?

— Мыли!

— Щечки мыли?

— Мыли!

— Все помыли!

И теперь мы чистые, зайчики пушистые!

«ЧЕРЕПАХА»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.

Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.

Шла купаться черепаха

Похлопывание по спине собранными пальцами (чашечка) сверху вниз.

И кусала всех со страха:

Энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине.

«Кусь-кусь-кусь,

Кусь-кусь-кусь,

Медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.

Никого я не боюсь. У-У!»

(быстро повернуться и испугать партнера).

Изобразить испуг (откинуться назад).

 

«ВВЕРХ, ВНИЗ»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, голосового модулирования.

Методика проведения. Дети достают из карманов веревочки и повторяют за логопедом слова и движения:

Вверх змея, вниз змея.

И еще, еще разок.

Попеременно обводят веревкой каждый палец — сверху, снизу (от указательного и обратно).

А теперь наоборот,

Вот змея назад ползет.

Затем сворачивают веревочку в клубок, озвучивая свои движения (пропевая гласную «у»).

 

«ДОЖДИК»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.

Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.

Дождик, дождик,

что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

Постукивание пальцами по спине сверху вниз, затем снизу вверх.

Грянул гром, как из пушек,

Мягкое поколачивание кулаками по рукам (от плеч к кистям).

Будет праздник у лягушек,

Пощипывание от кистей рук к плечам.

А мы под крышами сидим и молчим!

Соединить ладони над головой, сжать губы, затем улыбнуться, расслабиться.

 

«ЛАСКОВАЯ КИСТОЧКА»

Дидактические задачи: снятие мышечного напряжения, развитие координации движений и речи.

Игровой материал: беличьи кисточки по количеству детей.

Методика проведения. Дети сидят на полу или стульях полукругом и вместе с педагогом проговаривают текст, «раскрашивая» пальчики. Затем педагог опрашивает каждого ребенка, в какой цвет кисточка выкрасила его пальчики (экспресс-диагностика эмоционального состояния).

Вышла кисточка гулять,

Стала пальчики считать:

Педагог раздает кисточки детям.

Раз — большой,

Два — указательный,

Три — средний,

Четыре — безымянный,

Пять — мизинец.

Ребенок проводит кисточкой сверху вниз по каждому пальцу и произносит текст.

Здравствуйте, здравствуйте!

Вращает кисточку между ладонями.

 

 

«ПРОБУЖДЕНИЕ ЗАЙКИ»

Дидактические задачи: воспитание у детей осознания частей своего тела, развитие речедвигательной координации.

Методика проведения. Дети сидят полукругом на полу, педагог перед ними демонстрирует образец выполнения движений, текст произносится сопряженно.

Серый зайка просыпается,

В гости к другу собирается.

Дети, сидя, «потягиваются», стопы — параллельно друг другу стоят на полу.

Вымыл ножки,

застегнул сапожки

Круговые движения вокруг щиколоток.

И коленочки потер,

как учил его бобер.

Массируют колени.

Вымыл носик,

Массируют указательными пальцами точки в области гайморовых пазух.

Глазки,

Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам.

Правое ухо, левое ухо,

Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого.

Вытерся, и стало сухо!

Встают на ноги, руки — скрестно, проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны.

 

«ВОТ НА УЛИЦЕ МОРОЗ»

Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.

Методика проведения. Педагог произносит вместе с детьми:

Вот на улице мороз!

Руки на поясе.

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают ногами.

«ДРАЖЕ»

Дидактические задачи: развитие координации тонких, дифференцированных движений, тактильной чувствительности.

Игровой материал: цветочная разноцветная бумага, конфеты «Драже», «волшебная коробочка» (коробка с двойным дном).

Музыкальный материал: «Фея Драже», музыка П.И. Чайковского

Методика проведения. Дети из цветочной бумаги формируют подушечками пальцев маленькие конфеты-драже и складывают в волшебную коробочку.

Звучит музыка, после чего дети получают из волшебной коробочки настоящие конфеты — «Драже». Раздавая конфеты, педагог оценивает деятельность каждого из детей.

  1. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу

 

 

«МАТЬ И ДИТЯ»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ритмического чувства, звукослоговой структуры слова, активизация словарного запаса по теме «Животные и их детеныши».

Игровой материал: карточки с изображением домашних животных.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение, а дети договаривают окончания фраз.

КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ?

Жил-был маленький щенок —

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая... (собака).

 

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем).

Бык — могучий великан

В детстве был ... (теленком).

 

Этот важный кот Пушок

Маленьким ... (котенком).

 

А отважный петушок

Крохотным... (цыпленком).

1 вариант.

Педагог показывает картинку с изображением взрослого животного. Дети хлопают ладонями по коленкам звукослоговую структуру слова. При показе картинки с изображением детеныша животного дети кулачками отстукивают ритмический рисунок слоговой структуры названия животного.

2 вариант.

Дети получают карточки с изображением животных.

По сигналу педагога начинают имитировать звуки тех животных, карточки которых у них в руках, и в поисках своей семьи двигаются по залу.

Ориентируясь только на звуки, дети должны собраться в группы, не показывая друг другу карточки.

 

свернуть

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.

“Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

Щетка "ежик”. Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:а) зубцами к ладонной поверхности руки;б) зубцами к наружной поверхности руки.С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Ррегулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

 Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

свернуть

Пальчиковая гимнастика.

  1. Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?      

- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи; - Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка; - Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять - При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями. - Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. - Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории. - В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

 

 

  1. Деление упражнений на группы.

Первая группа. Упражнения для кистей рук: - Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - Учат напрягать и расслаблять мышцы; - Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно-статические: - Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические: - развивают точную координацию движений; - Учат сгибать и разгибать пальцы рук; - Учат противопоставлять большой палец остальным.

 

  1. С какого возраста можно начинать проводить эти упражнения?

Специалисты советуют начинать занятия пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны Начинать нужно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев; - Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз; - Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперек; - Растирать пальцы спиралевидными движениями; Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете и разгибаете пальцы ребенка и совершаете другие ритмичные движения, сопровождая их ритмичными строчками; Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений второй и третьей групп ребенка нужно учить: - катать между ладонями и пальцами шарики и палочки разного размера; - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы) одной рукой или двумя одновременно;

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

  1. Пальчиковая гимнастика: - Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

- «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.  

свернуть

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

«Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное по­ложение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд

 

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

 

 

«Хоботок»

Губы и зубы сомкнут С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удер­живать их в таком положении на счёт до пяти.

 

 

 

Подражаю я слону –

Губы хоботком тяну.                                                                     

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

 

«Лягушка — хоботок»

На счёт «раз-два» чередовать уп­ражнения «Лягушка» и «Хоботок».

 

 

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я.

Хоботок есть у меня.

 

«Окошко»

 

 

На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 

 

 

 
«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий "язык на нижнюю губу. Удержи­вать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

 

 

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:                                                                                                   

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

 

 

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 

Маленького роста я,

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

 

 

«Лопаточка - иголочка»

На счёт «раз-два» чередовать упражне­ния «Лопаточка» и «Иголочка»

 

Язык лопаткой положи

и спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

   потянем тонким остриём.

 

 

 

 

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Наш весёлый язычок  

Повернулся на бочок.

Смотрит влево,

смотрит вправо.

 

 

 
 

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1—2 поочерёдно упираться языком то в верх­ние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 
 

На качелях я качаюсь

вверх-вниз, вверх-вниз.

 

 
 

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя че­люсть оставалась неподвижно.            

 

Едем, едем на лошадке.

По дорожке ровной, гладкой .

 

 

 

 

СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

(К основному комплексу артикуляци­онной гимнастики)

Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик — это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А двери в доме две.

Первая дверь — это губы. Давай откро­ем её. (упражнение«Лягушки»).

Вторая дверь — зубы. Откроем и её.(упражнение «Окошко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит.У него есть мягкая подушка — губа. (упраж­нение «Лопаточка»).

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удержи­вать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упраж­нение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погу­лять. Вышел он во двор, увидел качели. Ре­шил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычоклошадкуи захотел на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился до­мой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Окошко»).а затем и первую — губы (сомкнуть губы).

 
 
 
свернуть

Фильмы для детей с ОПФР

Фильмы для детей с ОПФР имеют цель — отразить жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок и показать продуктивный выход из нее. Наша психика, независимо от возраста, отождествляет нас с героями картины, имеющими схожие проблемы. Поэтому детям с особенностями здоровья нужны фильмы, в которых «не такие как все» люди открывают в себе новые ресурсы и берут от жизни по максимуму.

Рассмотрим кинокартины, рекомендованные специалистами по социализации «особых» детей для просмотра семьей и совместно со здоровыми сверстниками.

Фильмы для ДУ и начальной школы

Задача — научить детей с ОПФР:

1. Выстраивать добрые и безопасные отношения.

2. Учитывать интересы других людей,

3. Брать на себя ответственность и правильно действовать.

4. Радоваться.

Желательно выбирать советские мультфильмы и фильмы-сказки, поскольку они:

  • Создают в головном мозге разветвленные системные нейронные связи, обеспечивающие развитие мышления, восприятия, памяти.
  • Четко показывают практические действия героев, обеспечивающие победу.
  • Нейтрализовывают агрессию, жестокость, отсутствие желания помочь.
  • Учат доброте, эмоциональной отзывчивости.

Для семейного просмотра подходят мультфильмы «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Попугай Кеша», «Умка», «Что такое Новый год?», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и фильмы-сказки «Снегурочка», «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Варвара-краса — длинная коса».

Очень наглядна сказка «Город мастеров» (СССР 1964) о горбуне-метельщике Караколе. Он организовал сопротивление горожан захватчику-герцогу. Его, балагура и добрую душу, а не герцога, полюбила красавица-златошвейка Вероника. Караколя враги убили стрелой, пущенной в горб, а метельщик ожил уже без горба. Мудрец сказал горожанам: «Горбом были сложенные крылья, а теперь он их расправил». Нужно объяснить детям метафору о «крыльях» — способностях, талантах, душевных качествах — и их развитии, независимо от недостатков тела.

Совместный просмотр здоровыми и «особыми» детьми мультфильмов «Последний лепесток» (СССР 1974), «Необычный младший братик» (Франция 1995), «Про Диму» (Россия 2016), «Путешествие Марии» (Испания 2016) формирует у «особых» ребят доверие к сверстникам, а у здоровых — способность принимать их и помогать им.

свернуть

«Для родителей будущих первоклассников»

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

 

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад.

Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

 

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.                                                                        

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально “купаются” в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

свернуть

Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Таков, например, "Теремок" - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.

Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.

Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или "нарисовать" буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
 

Примеры игр со шнурками.

Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!

свернуть
Меню раздела